Вчитель, який може наділити своїх вихованців здатністю знаходити радість у праці, повинен бути увінчаний лаврами. - Хаббард Е.- Поганий учитель підносить істину, хороший вчить її знаходити. - А. Дістервег - Шкільні вчителі володіють владою, про яку прем'єр-міністри можуть тільки мріяти. - У. Черчілль - Щоб навчити іншого, потрібно більше розуму, ніж щоб навчитися самому. - М. Монтень

З історії села

Болгарська мова. Безкоштовні уроки та вправи.
Самобутність культури Андрівської сільради
"Таврійська єпархія"( з історії села)
Перелік сайтів, що допоможуть Вам у дослідженні власного родоводу! Зберігайте собі на сторіночку і досліджуйте власне родинне дерево, адже пам'ять – наше все…
https://books.google.com.ua/?hl=uk
Сервіс повнотекстового пошуку по книгам, оцифрованих компанією Google (понад 10 мільйонів книг з найбільших бібліотек США).
http://www.nomer.org/allukraina/
База мешканців України
http://uk.rodovid.org/wk/
Некомерційний, багатомовний, відкритий вікі-проект, створений українськими ентузіастами для того, щоб кожен міг створити віртуальну книгу свого роду.
https://familysearch.org/
База даних мікрофільмованих церковних книг по всьому світу.
http://jri-poland.org/
База польських євреїв.
http://www.findagrave.com/
Дані з могильних плит на кладовищах по всьому світу.
http://otkudarodom.com.ua/database.html
База про людей, які мешкали на території Слобідської України.
http://irc.gov.ua/ua/search.html
Пошук фізичних осіб-підприємців у ЄДР.
http://www.libertyellisfoundation.org/passenger
База даних американського порту на острові Свободи про імміґрантів звідусіль, в тому числі і з різних містечок України.

Информация из книги «Статистико-хронологико-историческое описание Таврической епархии»
 ( Симферополь, 1872 г)

        Андровка – колония Бердянского уезда. В ней во имя святителя Николая молитвенный каменный дом, без колокольни, устроенный усердием прихожан и освящён в 1864 г. Колония эта населена в 1862 г. На месте бывшего татарского аула Конжегалы – выходцами из Молдавского княжества булгарами-колонистами, коих числится мужского пола 467 и женского 435 душ.
         У булгар этой колонии есть особенный народный обычай и свои особенные празднецтва, называемые КУРБАН и совершаемые 5 раз в году, а именно: 23 апреля в день св. великомученика Георгия Победоносца; 15 августа – в день Успения Богородицы; 9 мая – в день святителя Николая; 26 октября – в день св. великомученика Димитрия, и по окончании и уборке всех своих полевых работ.
      Курбан в эти дни у них совершается так: в день упомянутых святых, например св. Георгия ( до сего дня булгары не употребляют в пищу молодых барашек), они собираются громадой в церковную ограду, и из каждого двора хозяин и хозяйка приносят жареного барашка, также хлеб и соль, ставят это вокруг церкви и, после литургии приглашают священника с причтом отслужить благодарственный молебен с водоосвящением, и по окончании оного в церкви со всею священною процессиею, крестом и хоругвями, обходят церковь и окропляют все принесённые яства; по отнесению же хоругвей в церковь, устраивается близ церкви, в ограде, общественный обед, к которому приглашается и причт церковный.
     Таким же образом совершается у них и поминовение усопших на общем сельском кладбище в дни, определённые уставом церковным.

     Палаузовка – колония Бердянского уезда. В ней молитвенный дом во имя св. просветителей Славянских Кирилла и Мефодия, каменный из жженного кирпича, устроенный прихожанами-булгарами и освящён в1865 г. При нём прихожан мужского пола 544 и женского 484 души. До поселения булгар здесь был ногайский аул Каясы-Оглу.

  Троянъ ( у татар – Бадракъ) – колония Бердянского уезда. В ней Александро-Невская каменная церковь с колокольней, устроенная от прихожан, освящена в 1868 г. При ней прихожан мужского пола 341 и женского 399 душ. Бывшее здесь поселение ногайцев, занято переселенцами из Бессарабии – булгарами в 1866 г. Они в память прежнего своего жилища, назвали это селение Троянъ. У прихожан сих, как и у всех других булгар-выходцев из Турции, совершается также КУРБАН, в особые праздники, а именно:1) 23 апреля; 2) на Вознесение Господне; 3) в день св. апостолов Петра и Павла; 4) 15 августа в день Успения Богородицы; и по особым обетам домохозяев


Из книги «Таврическая епархия» ( 1887 г.)

  Андровка – по обоим берегам речки Кильтичии, на месте бывшего ногайского аула Конжегалы. Ногайцы ушли в Турцию и на их место в 1861 г. прибыли из Бессарабии болгары и образовали колонию.
Молитвенный дом, однопрестольный, каменный, построен прихожанами и освящён 28 декабря 1864 г. во имя Святителя Николая.
Причт: священник и псаломщик. Содержание: от казны 96 р. и от прихожан 900 и 60 дес. Земли. Священник живёт в собственном доме, а псаломщик – в общественном.
Приход – одно селение Андровка, населённое болгарами. Их 526+534=1060. Прихожане занимаются хлебопашеством и отчасти овцеводством и огородничеством.

   Трояны – по левому берегу р. Кильтичия, на ровной безлесой местности, где был ногайский аул Бадрак. После Крымской войны ногайцы ушли в Турцию, а из той части Бессарабии, которая по трактату 1856 г. отчислена была к Молдавии, в 1862 году переселились сюда болгары в числе 740 душ обоих полов и назвали своё селение Трояны: это название того села в Бессарабии, из которого они сюда переселились.
Церковь каменная с такою же колокольней, однопрестольная, построена прихожанами и освящена 10 ноября 1868 г. во имя благоверного Александра Невского.
Причт: священник и псаломщик. Содержание: от казны 96 р. и от прихожан 900 и 60 дес. Земли. Священник живёт в общественном доме, а псаломщик получает от общества квартирное пособие.
Прихожане – в одном селе, и все – болгары. Их 455+414=869 Прихожане занимаются земледелие и отчасти овцеводством и огородничеством. Сеют преимущественно арнаутку.

   Палаузовка – вдоль речки Кильтичии, на месте бывшего ногайского аула Каясы-Оглу; названа так по фамилии чиновника Палаузовка: он размещал здесь болгар, пришедших сюда в 1862 г. из Бессарабии, из местечка Кернички.
Молитвенный дом, каменный, с такою же оградою, построен прихожанами и освящён в сентябре 1965 г. во имя св. Кирилла и Мефодия.
Причт: священник и псаломщик. Они имеют от прихожан 177 д. земли и живут в своих домах.
Приход – одно селение Палаузовка. Прихожан 314+308=622. Они занимаются преимущественно хлебопашеством.

   Болгары живут большею частью степенно: редко между ними встречается пьянство, разврат, воровство. Но они мало развиты, скрытны, упорны в своих убеждениях, самолюбивы, недоверчивы к чужой нации. У них и браки заключаются только между лицами болгарского происхождения.
   Накануне Нового года их молодёжь, толпой, поздравляя домохозяев с наступающим новым годом, слегка касаются палкою хозяина или хозяйки, приговаривая: «Зеленъ класъ на ниви; поживо, поздорово». Полученные за поздравление деньги, хлеб, сало, колбасу и прочее делят между собою о организовую пирушку, состоящую из взаимного угощения, песни, пляски и попойки. В храмовые праздники болгары около церкви устраивают общественный обед для себя и для гостей, приглашают священников и во время обеда собирают деньги на содержание храма. Некоторые из них празднуют и пятницу и не работают в этот день, по обычаю турок. И у них, как и у русских, бывают, особенно после осенних работ, седянки . Не только девушки, но и женщины собираются в известный дом для пряжи льна и других женских работ, а из холостых только те, которые собираются женится, чтобы на вечеринке можно было выбрать себе невесту. Девицы и замужние женщины работают и поют; холостяки подпевают. Если кто из них остановился выбором своим на девице, то подходит к её матери и просит позволения поцеловать её руку. Если она соглашается на его выбор, то позволяет ему поцеловать её руку, - и он целует руку не только её, но и избранной им девице; в противном же случае она не даёт ему своей руки и вместе с дочерью оставляет вечеринку. – 8 января, в день памяти преп. Домники, у болгарок бывает бабин день, в который болгарские женщины чествуют свою повитуху. Они приносят к ней различные подарки: полотенца, платки, скатерти, куски материи, башмаки, хлеб, домашнюю птицу, вино, водку и прочее и вместе с нею угощаются, поют песни и под музыку пляшут. Потом, если погода теплая, отправляют её к реке или колодцу на телеге, которую иногда сами же и везут одна спереди, а другая сзади, и обливают повитуху водой, а если погода холодная – моют дома ей руки и продолжают пир до поздней ночи.

     Во время болезни болгары, как и греки, просят муллу читать несколько дней молитвы у постели больного. Но самый общий обычай болгарский – устраивать КУРБАН – обычай турецкого происхождения. Сущность его состоит в том, что они в известные дни закалывают барашек и пекут или жарят их целиком, и из них приготовляют обед. Курбаны бывают общественные и частные. Общественные бывают большей частью в храмовые праздники: 23 апреля, в Троицын день или на другой день после праздника, 15 августа и 26 сентября, а частные – 7 и 18 января, 29 июня, 20 июля, 26 августа, по окончании полевых работ, во дни именин и поминок. Общественные курбаны бывают в церковной ограде. Из каждого дома приносят сюда приготовленного барашка, хлеб, соль, вино и водку и всё это в порядке ставят на столах в два ряда. По окончании литургии, совершается в храме молебен с водоосвящением.

Комментариев нет:

Отправить комментарий